Личный кабинет  |  Регистрация

Пароль:

Регистрация   Забыли пароль

ГлавнаяПубликацииНовости → Подземные города



Подземные города

08.12.2012
Создание городов будущего неразрывно связано с освоением подземного пространства под ними. Ведь если убрать туда хотя бы транспорт - улучшится состояние окружающей среды, значительные площади можно будет отвести под жилье, парки, места отдыха и досуга.

В то же время специалисты отмечают, что развитие подземного строительства сдерживается повышенным риском при сооружении подобных объектов и дороговизной. Тем не менее, в соответствии с амбициозными планами московского Правительства Москва в ближайшем будущем станет одним из мировых лидеров в освоении подземного пространства.

ТАЙНЫ ПОДЗЕМЕЛЬЯ

Слова "подземелье", "подземный" сразу навевают представление о чем-то темном, скользком и даже опасном...

Общую протяженность московских подземелий, равно и как их возраст, не может определить никто.

При Иване Грозном подземные ходы протянулись от Кремля в разные стороны. Царь, которому всюду мерещились заговоры, велел прорыть тайные ходы с коридорами между ними - вплоть до нынешней Мясницкой улицы. Где-то в подземелье спрятал царь и свою знаменитую библиотеку.

В XX веке продолжилось освоение подземного пространства столицы. В 1931 году пленум ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве московского метро. Правда, Менжинский, возглавлявший тогда ОГПУ, в докладе о состоянии подземелий и перспективах подземных работ был весьма осторожен, даже скептичен. Но присутствовавший на заседании Каганович воскликнул: "Большевики одолели Москву наземную, одолеют и подземную!" - после чего Сталин поручил ему генеральное руководство строительством метро. К 1935 году было построено не менее60 км подземных путей, а самому метро присвоили имя Кагановича.

В 1947 году специальным указом было запрещено несанкционированное посещение подземных объектов как искусственного, так и естественного происхождения. И это понятно: возможность использования подземного пространства для сооружения укрытий, бункеров, разного рода секретных объектов была очевидной. О "втором метро" сегодня напоминает средняя ветка на станции метро "Измайловский парк", а также закрытый металлическими щитами, ведущий "в никуда" переход на станции "Третьяковская". Вообще "закрытые" правительственные ветки метро действительно можно рассматривать как отдельную систему - но только виртуально, поскольку это не единая сеть, а ряд отдельных веток, иногда пересекающихся, но в основном изолированных. Но точную информацию о "метро-2" получить из открытых источников не представляется возможным до сих пор.

Был построен подземный бункер на глубине 15 м под дачей Сталина в Кунцеве. Вниз ведет малоприметная лестница рядом с домом, но для Сталина был изготовлен специальный лифт. К бункеру из центра Москвы (от приемной Минобороны на Мясницкой, 37, через Кремль) идет подземный автомобильный тоннель. По мнению военных, бункер и сегодня способен выдержать прямое попадание авиабомбы большой мощности. В начале войны в его Овальном кабинете Сталин неоднократно проводил заседания Совета обороны. Рядом расположена спальня Сталина - крошечная комнатка, где помещаются только кровать и тумбочка.

Кстати, и под Красной площадью накануне Великой Отечественной войны был проделан тоннель для транспортировки саркофага с телом Ленина. Куда ведет этот тоннель, какова его протяженность - точной информации в открытой литературе нет. Очевидно, по причине того, что тоннель этот как-то связан с действующими подземными правительственными трассами. Известно о существовании некогда суперсекретного гигантского подземного города под микрорайоном Раменки, сооруженного в 1960 - 1970-е годы и способного вместить предположительно до 15 тысяч человек. Город, имеющий автономную систему электропитания, подачу воздуха, канализацию, запасы продовольствия, благополучно существует и сейчас. "Входили" в этот город через малоприметный одноэтажный кирпичный домик, внутри которого расположен лифт.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТ ПОД ЗЕМЛЕЙ

Условия, в которых строителям приходится работать под землей, кардинально отличаются от условий "обычного", наземного строительства.

Начать с того, что если здание, сооружение возводится на земле - перед строителями лежит детальная карта местности, где все вымерено, заранее просчитано; можно представить и общий план строительства, и особенности работы на любом отдельном участке. При подземных работах такой карты нет. Сама необходимость предварительных геолого-изыскательских работ стала очевидной сравнительно недавно. Сложность в том, что подземный рельеф меняется гораздо динамичнее, чем наземный. Появление карстовой воронки там, где лет двадцать назад ее не было, - вещь вполне вероятная.

Специалисты отмечают, что из-за протечек водопроводов и нарушения естественного пути стока вод значительная часть территории Москвы находится в состоянии "подтопления". По словам главного научного сотрудника Института физики Земли, профессора Андрея Никонова, "из-за летнего полива улиц и таяния снега вокруг тепломагистралей зимой питание грунтовых вод в городе в два-три раза интенсивнее, чем за его пределами. Это может вызвать подтопление различных районов города, повлечь за собой аварии".

Как оценивают специалисты, суммарная площадь участков, потенциально опасных для строительства, может достигать 15 кв. км. Правда, среди спецов нет единодушия.

- Если темпы строительства не снизятся, а контроль не будет ужесточен, дальнейшее развитие города активизирует подтопление, - беспокоится профессор Никонов. - Прогнозируется, что уровень грунтовых вод в Западном, Северо-Западном, Южном и Юго-Западном округах поднимется на 5 - 7 метров. Это может вызвать ряд аварийных ситуаций.

Впрочем, замглавы Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Александр Левченко не разделяет пессимистичного взгляда:

- Москва, конечно, сложный с геологической точки зрения город. Но сегодня проектирование зданий находится на высоком уровне, появились сверхпрочные материалы. Так что строить можно почти на любых грунтах. Однако это не значит, что на геологию мы не обращаем внимания. Даже малозаметные внешне подземные процессы, которые могут привести к неприятным последствиям, мы обязательно учитывает при строительстве.

Аналогичная точка зрения высказана и на официальном сайте департамента градостроительства. На вопрос: "Правда ли, что под Москвой есть какие-то пустоты и некоторые районы города могут провалиться под землю?" - представитель пресс-центра департамента отвечает: "Неправда. Ни районы города, ни отдельные здания под землю не провалятся. Тем не менее городские власти решили провести инвентаризацию уже имеющейся системы контроля за подземными явлениями и создать дополнительные пункты наблюдения. Уже в ближайшее время запланировано обследовать 1300 зданий и 62 участка почвы. В дальнейшем предусмотрено составление специальной карты карстовых и оползневых явлений".

Но даже и на разведанных участках подземное строительство постоянно ставит новые задачи, решать которые приходится зачастую впервые.

ЧТО НА ОЧЕРЕДИ

Перед московскими строителями, осваивающими подземное пространство, задачи стоят серьезные. Так, архитектурный совет Москвы в прошлом году утвердил проект строительства многофункционального подземного комплекса в районе Павелецкого вокзала общей площадью почти 130 тыс. кв. м.

Основным владельцем комплекса стало ЗАО "Объединение "Ингеоком". Строительство будет вестись на площадке между Садовым кольцом и зданием Павелецкого вокзала. С восточной и западной сторон вокзала планируется возведение двух павильонов, которые будут соединены со станцией метро и вокзалом, а также четырехуровневого подземного пассажа и пятиуровневого паркинга на 875 машиномест. На всех подземных этажах предполагается разместить торговые галереи, на минус втором этаже расположится супермаркет, на минус четвертом - развлекательный комплекс - фудкорт и десятизальный мультиплекс на 1495 мест.

В ближайшее время изменится центр столицы. На пересечении Тверской улицы, Страстного и Тверского бульваров предусматривается строительство подземных тоннелей и подземного досугового центра с автостоянкой. Затраты на воплощение проекта взяло на себя ОАО "ТДЦ "Тверской". Подписано более 26 контрактов. В том числе - на выполнение ландшафтного проектирования, разработку проекта по обследованию и укреплению фундаментов близлежащих зданий, геологические изыскания, археологические исследования и др.

Общая площадь строительства составит 95 тыс. кв. м, из которых 25,3 тысячи отойдут под пешеходные переходы, соединяющие вестибюли станций метро "Пушкинская", "Тверская", "Чеховская", под въездно-выездные пандусы, рампы, лестницы. 34,6 тыс. кв. м отводится на подземную парковку на тысячу машиномест. Оставшиеся 35,9 тыс. кв. м займет четырехэтажный торгово-досуговый центр. Территория самой площади будет благоустроена. Ее зеленая зона увеличится до 9,9 тыс. кв. м, станет больше расположенных на ней фонтанов.

Коснутся перемены и площади Тверской заставы. Там начнется строительство торгово-развлекательного комплекса с многоярусным подземным гаражом-автостоянкой. Проектом предусмотрено, что надземных этажей будет два, а под землю сооружение уйдет на пять этажей. Будет построена новая транспортная развязка, которая поменяет направление движения автотранспорта по 1-й и 2-й Брестским улицам. Это позволит создать единую пешеходную зону с 1-й Тверской-Ямской улицей и сквером вокруг памятника Горькому. Площадь участка под реконструкцию определена в 7,2 тыс. кв. м. Общая площадь многоярусного подземного гаража-автостоянки вместе с торговым комплексом и надземными входами-павильонами составит 112,1 тыс. кв. м.

Изменится и Триумфальная площадь. Под памятником Маяковскому будет сооружен многоярусный паркинг на 620 машин.

Еще один проект, подобных которому ранее не было, - переустройство высоковольтных линий электропередачи в Северо-Восточном административном округе в подземные кабельные линии. Как говорится в распоряжении Правительства Москвы от 30.01.2006, это позволит освоить и комплексно застроить освобождающуюся территорию в СВАО, ограниченную с севера Московской кольцевой автодорогой, с северо-запада - жилой застройкой улиц Корнейчука, Плещеева и Бибиревской, с запада - Алтуфьевским шоссе. На освободившейся территории инвесторы (компания "Интеко" и корпорация Mirax Group) смогут построить жилой микрорайон площадью более 1,2 млн. кв. м. По оценкам экспертов, инвестиции в само строительство составят не менее $1 млрд.

Впервые идея убрать воздушные электросети в подземные коллекторы была высказана более четырех лет назад. По подсчетам экспертов, в результате реализации этой программы в Москве высвободится не менее 600 га земли, которая может быть отдана под застройку. С ростом дефицита свободной земли под строительство в столице среди возможных площадок, занятых высоковольтными ЛЭП и представляющими потенциальный интерес, называют участки в Медведкове, Выхине, Северном Бутове, Битцевском парке.

А на площади у Белорусского вокзала в ближайшем будущем планируется построить первую в России подземную электроподстанцию. Необходимость этого представители компании "Интерэлектромонтаж" объясняют тем, что к традиционным проблемам мегаполисов - изношенности оборудования и нехватке специалистов по обслуживанию сетей - добавляется дефицит мощностей и отсутствие участков для строительства подстанций в центральной части городов. Эти проблемы могут быть решены путем строительства подземных и компактно встроенных подстанций, которые не занимают много места и не нарушают облик города. В Швейцарии, Германии, Японии такого рода объекты строят давно.

Значительное место в ближайших планах московских строителей занимают подземные парковки, что тоже объясняется нехваткой места на поверхности. По подсчетам ГИБДД Москвы, средняя обеспеченность местами организованного хранения автомобилей составляет около 38%. Правительство Москвы в январе 2005 года приняло постановление "О целевой программе строительства гаражей-стоянок в г. Москве на период 2005 - 2007 гг.". В соответствии с постановлением планируется возвести более тысячи многоместных гаражей; значительная часть паркингов "уйдет" под землю.

Таким образом, освоение подземного пространства - еще одна грандиозная задача (наряду с высотным строительством), поставленная Правительством Москвы. Как и положено столице, Москва является бесспорным лидером и в возведении небоскребов, и в освоении подземелий. Конечно, в каждом новом деле неизбежны ошибки, многому придется учиться в процессе работы. Но главное - можно быть уверенным: во вполне обозримом будущем Москва станет многоуровневой. И понятия "минус второй", "минус четвертый этаж" станут для нас вполне привычными.

КАК У НИХ?

57-километровый железнодорожный тоннель с самым глубоким в мире лифтом будет открыт в Швейцарии. Парламент страны в декабре 2005 года выделил 7,5 млн. франков для начала реализации плана "Порта Альпина". Законодатели кантона Граубюнден пообещали еще 20 млн. Ведь тоннель свяжет этот изолированный горный район с остальным миром скоростной магистралью, а туристов и спортсменов доставит прямо в сердце Альп, где появятся первоклассные горнолыжные базы. В тоннеле планируется соорудить самый длинный в мире лифт, который будет поднимать пассажиров на 800 м - с подземной железнодорожной станции на поверхность. Для сравнения: телебашн
в Торонто, считающаяся самым высоким сооружением в мире, имеет высоту 553 м.

Администрация кантона Граубюнден считает, что сооружение скоростного тоннеля, который позволит сократить время пути вдвое (до полутора часов), не только будет способствовать прекращению оттока жителей из горного района, но и, наоборот, привлечет туда не менее тысячи новых жителей. Увеличится и количество туристов - до 50 тысяч ежегодно. Доход в результате введения тоннеля в эксплуатацию составит 35 млн. франков в год - в десять раз больше, чем расходы на его содержание.





Просмотрено: 759 раз