Личный кабинет  |  Регистрация

Пароль:

Регистрация   Забыли пароль

ГлавнаяПубликацииИнтервью → Приватизация - практические советы



Приватизация - практические советы

08.12.2012
Россияне в панике: время бесплатной приватизации жилья подходит к концу. Осталось меньше года. Для большинства жителей столицы собственная квартира - главный и почти единственный капитал. Однако приватизация для многих превратилась в тяжелый процесс, на который нужны время, деньги и нервы.

Как без лишних хлопот оставить жилье в собственности? С этим и другими вопросами приватизации разбирался наш корреспондент.
Поехали

Собирая пакет документов на приватизацию, вам, как ответственному квартиросъемщику, нужно запастись ксерокопиями документов, удостоверяющих личность проживающих в вашей квартире граждан РФ и их постоянную регистрацию (прописку) в Москве. Это - для лиц старше 14 лет. Для несовершеннолетних - ксерокопии свидетельства о рождении. (Подлинники предъявляются при подаче документов.)

Решив приватизировать свое жилье, отправляйтесь в соответствующий вашему адресу жилищный отдел окружного Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы. Причем - прямо с утра, часов с пяти-шести, чтобы успеть занять очередь на прием. Вам выдадут список необходимых документов, бланки квитанций для оплаты госпошлины (в размере 500 руб.) и оформления договора социального найма - если вы такой договор еще не оформили. Чтобы получить на руки подлинный экземпляр договора социального найма или ордера, в Управлении сделают запрос, а также дадут вам образец доверенности, которую надо оформить на сотрудников Департамента, ответственных за оформление документов на приватизацию, и нотариально удостоверить.
Бумажки

Перед посещением специалиста по вопросам приватизации в целях экономии времени можно самостоятельно собрать все документы:

- Паспорта либо документы, удостоверяющие личность граждан РФ и подтверждающие их постоянную регистрацию в квартире, которую вы оформляете в собственность.

- Ордер на занимаемое жилое помещение или договор социального найма жилого помещения (оригиналы);

- Экспликация квартиры и поэтажный план дома (срок действия - 1 год). Чтобы заказать и получить эти документы, нужно обратиться в районное Бюро технической инвентаризации (БТИ).

- Расширенная выписка из домовой книги (срок действия - 2 месяца). В выписке должны быть указаны не только зарегистрированные на данный момент в квартире граждане, но и все выбывшие из нее за время вашего в ней проживания.

- Справка о замене паспорта (с указанием реквизитов всех документов и изменений фамилий с 1991 года) выдается в паспортном столе ДЕЗа (РЭУ) при предъявлении паспорта.

- Копия финансового лицевого счета (понадобится только в том случае, если вы занимаете комнату в коммунальной квартире).

- Квитанция об оплате госпошлины (500 руб.);

- Нотариально удостоверенная доверенность, оформленная на сотрудников Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, ответственных за оформление документов на приватизацию.

Если вы прибыли в Москву из другого города РФ, то потребуется справка из регистрационного органа - о том, что вы не участвовали в приватизации по предыдущему месту жительства.

При получении документов проверяйте правильность написания фамилий, имен, отчеств, дат рождения, реквизитов паспортов. На всех документах должны стоять число, подпись должностного лица (с расшифровкой фамилии) и печать выдавшего документ учреждения.
Сроки оформления

По закону срок оформления документов на приватизацию - не более двух месяцев. На деле все иначе: вам повезет, если успеете все оформить за полгода.

Вариант-1. Можно собирать документы самим. Однако практика показала, что из-за элементарного незнания технологии людям нередко приходится получать некоторые бумаги по нескольку раз. У документов - различные сроки действия. И пока получаешь один, другой успевает стать недействительным. Кроме того, бывает, что и очередь на оформление приватизации продвигается медленно, например, из-за нехватки оформителей документов.

Вариант-2. В каждом Управлении Департамента жилищной политики открыто "одно окно". И вам остается протянуть в него заявление с просьбой приватизировать квартиру плюс по две ксерокопии паспортов всех зарегистрированных на жилплощади людей, а также ксерокопии свидетельств о рождении несовершеннолетних. Все остальные документы из ДЕЗов, МосгорБТИ и других городских организаций сотрудники Управления в течение месяца должны собрать сами.

Вариант-3. В приватизацию включаются посредники. "Срочная приватизация квартир и комнат в Москве. Срок исполнения - 30 - 45 дней. Юридические гарантии сделок и их сопровождение. Стоимость услуг - $200. Телефон... спросить Людмилу". Подобные объявления вы можете встретить в государственных учреждениях приватизации.

Сумма, в которую встанет оформление через посредника, колеблется. Есть фирмы, согласные приватизировать за $200, а на деле выходит $500 - 600. Но есть и дорогие, услуги которых доходят до $2000. Оформление у коммерсантов происходит не менее чем за полгода.
Стоит ли?

Юлия Глазкова, начальник Управления приватизации и оформления прав собственности Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы:

- В Москве осталось 700 тысяч неприватизированных квартир. Если учесть, что до окончания бесплатной приватизации осталось около года, можно предположить, какие выстроятся очереди... Решение законодателей ограничить этот срок подстегнуло тех, кто еще раздумывал, не решался приватизировать свои квартиры, справедливо рассуждая, что бремя собственника им не по силам.

К сожалению, мало кто задумывается о последствиях такого серьезного шага и далеко не все серьезно оценивают свои материальные возможности. И если бы не было ограничения по срокам, многие граждане не стали бы стихийно приватизировать свои комнаты и квартиры, а по-прежнему заключали бы договоры социального найма. Ведь большинство людей не собираются ни дарить, ни продавать квартиры. Ажиотаж вокруг приватизации приведет к тому, что появятся нищие собственники, которые не смогут платить налоги и содержать жилье в нормальном состоянии. Общество столкнется с еще более сложной проблемой.

Московская дума предлагает продлить срок бесплатной приватизации до 1 января 2010 года. Надеемся, что Госдума в ближайшее время примет правильное решение.
Звено одной цепи

Об особенностях сделок по приватизации жилья нам поведал заместитель начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Северном административном округе Сергей Волков:

- Почему из вашего Управления выходят недовольные люди?

- Приватизация - весьма сложная юридическая сделка, требующая индивидуального подхода. Шаблона в этом вопросе нет. Поскольку действует принцип однократности бесплатной приватизации, мы обязаны тщательно все проверить. Если гражданин с 1991 года, когда началась приватизация, проживал не только на данной жилплощади, то необходимо запросить документы с других мест его жительства.

Иногда бумаги собирают сами граждане. Документы имеют свои сроки действия и должны быть выданы уполномоченными организациями, но не все граждане это учитывают. И оформление приватизации часто затягивается по их вине.

 - И люди уходят от государства оформлять приватизацию к коммерческим структурам...

- Если есть спрос, то будет и предложение. Если люди не хотят сами заниматься этим делом, они вправе обратиться к кому им захочется. От госучреждений коммерческие фирмы по приватизации жилья отличаются лишь тем, что полностью берут на себя оформление. Причем эти структуры все равно обращаются к нам, но не как фирмы, поскольку между нами и ними нет никаких соглашений. Люди оформляют доверенность на этих "коммерческих" лиц. Сколько и за какие услуги берут в таких "фирмах" - это уже не наш вопрос.

- Почему договоры на приватизацию оформляются так долго?

- Мы - составляющее звено длинной цепочки. Тут и БТИ задействовать надо, и ЕИРЦ - Единый информационно-расчетный центр. Задержки могут возникнуть на разных этапах. Мы работаем с полным перечнем документации по квартире: и выписки из домовых книг, и финансово-лицевые счета, и ордера - все бумаги, которые хранятся в паспортных столах. В БТИ могут возникнуть ошибки, регистрационные службы могут недооформить бумаги... Тогда срок оформления может превысить полгода.

- Но по закону вы обязаны делать все за два месяца...

- Стремимся к этому. Но реальность отлична от законодательных актов. Естественно, люди сокращают затраты времени, если сами собирают документы. И если вопросов не возникает, им остается ждать месяц. В противном случае оформление может затянуться до полугода, в законе такие приостановки прописаны. Идеально, когда люди обратились один раз, сдали документы, подписали договор на приватизацию и в следующий раз пришли его получать. Однако на деле столь скорая приватизация не всегда удается, а подчас и не все документы можно собрать через "одно окно".
Разговоры в очередях

Ажиотаж вокруг приватизации жилья привел к появлению очередей в московских отделах по приватизации. Тема для разговоров в них одна - недовольство:

- Это бардак! Я недовольна, потому что прихожу сюда уже в третий раз! - негодовала пенсионерка Валентина Александровна. - Сейчас очередь в два окна. Одно для тех, кто без документов, другое для тех, кто все бумаги сам собрал. Раз приходила, другой - все не попадала из-за длинных очередей, мы стояли аж на улице. Я тогда приезжала к восьми утра, но люди стояли уже с пяти, и на прием я не попадала. Я трачу время только на то, чтобы сдать документы! В третий раз прихожу к инспектору, прождала два часа - и опять все напрасно. Теперь он записал меня на прием через три месяца - это же умереть можно! Теперь решила шаромыгам этим, ну... коммерческим фирмам отдать документы. Хотя это и дорого...

Остальные собеседники отказывались даже называть имена:

- В начале нынешнего года решила приватизировать квартиру. Мне, сами понимаете, очень тяжело стоять в очередях. Обрадовалась, что введен режим "одного окна". Решила в него заглянуть, собрала документы. И как же удивилась, когда сотрудник начал отговаривать меня сдавать документы! Принял их после долгих уговоров. С тех пор прошло уже больше полугода, но моя приватизация так и не свершилась...

- Когда приватизация начиналась, можно было просто прийти с одним паспортом в РЭУ. Сейчас нужна кипа дополняющих паспорт бумаг...

- Начала заниматься приватизацией квартиры в марте, а получила документы месяц назад. Их трижды теряли, я трижды платила через Сбербанк каким-то поручителям...

- Вначале поверила в приватизацию квартиры, а вот в последнее время стала задумываться, что же я приватизирую... По сути, моя квартира - это куб, ограниченный стенами, полом и потолком, я фактически владею парящим на седьмом этаже объемом воздуха в этом кубе, межкомнатными перегородками (которые не имею права переставлять без разрешения), а скорее - только тонким слоем обоев да напольным покрытием. Все остальное не мое: дом-то муниципальный. По-моему, все, кто приватизировал свои квартиры, собственники воздушных кубов...

Внимание

Из-за сроков, в течение которых возможно провести приватизацию гражданам, получившим договоры социального найма до 1 марта 2005 года (они могут приватизировать свои квартиры только до 1 января 2007 года), многие москвичи в спешном порядке решили приватизировать свое жилье. Органы исполнительной власти стали испытывать трудности: не успевали оформить необходимые документы и принять решение о передаче жилых помещений в собственность гражданам в установленные сроки. В связи с этим, Мосгордума 23 ноября приняла повторным голосованием постановление "О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в котором было предложено продлить сроки приватизации до 1 января 2010 года. Напомним, что в первом чтении, которое состоялось 16 ноября 2005 года, решение не набрало достаточного количества голосов. На данный момент проект закона, в котором говорится о продлении срока приватизации, передан в Государственную Думу и включен в примерную программу законопроектной работы Госдумы в период весенней сессии 2006 года на март.




Просмотрено: 2929 раз