Личный кабинет  |  Регистрация

Пароль:

Регистрация   Забыли пароль

ГлавнаяПубликацииСтатьи → Декоративное освещение сада



Декоративное освещение сада

08.12.2012

Можно сэкономить и ограничиться фонарямиоколо подъездных путей, гаража, крыльца. Но уход за растениями требует столькотерпения, внимания и заботы, а плоды этой работы настолько красивы, что хочетсялюбоваться деревьями, кустами, пышными цветами не только при естественномсвете. А если подсчитать, сколько нам выпадает действительно солнечных погожихденьков? А еще вспомнить об изумительных осенних красках, фактически «съедаемых»ранними сумерками? Неудивительно, что многие смиряются с дополнительнымирасходами и некоторыми неудобствами, ощутимыми, если «электрифицировать» садрешили уже после его посадки. Правда, раскапывать участок для прокладкиметаллических труб, по которым протягивается кабель, придется только один раз,а наслаждаться эффектом можно будет в течение полувека. Хотя, конечно, лучшеобдумать все до посадки растений, когда ландшафтный проект существует только набумаге.

Самое главное - определиться с общейконцепцией. Возможности света поистине удивительны. Ведь он позволяет создатьнастроение: сад может стать таинственным и загадочным, праздничным; звать кспокойному созерцанию или удивлять драматичностью контрастов. Достичьнеобходимого эффекта не так просто, ведь художественное впечатление достигаетсятолько в том случае, если учтены все технические тонкости. Кроме того, было бынеплохо совместить эстетическое начало с практическим, ведь свет выполняет,прежде всего, утилитарные задачи - обеспечивает хорошую видимость на участке ив его окрестностях.

Создание красивой световой композицииинтересно сравнить с фотосъемкой. Фотограф тоже в некотором роде создает сцену,главное для него - выбор точки съемки, объектов в кадре. В отличие отфотографа, дизайнер ландшафтного освещения вычленяет непосредственно сцену из темноты,придавая объектам необходимую яркость согласно своему замыслу. Однако законы композиции,как для фотографии, так и для светового дизайна едины. Ведь можно залить светомвесь участок, можно выделить только дорожки или подчеркнуть особо любимыедеревья и кустарники. Какое именно растение удостоится ночной подсветки? Самоелюбимое, самое необычное? Громадная липа, разросшиеся кусты акации илиэкзотический клен с резными листьями? Как именно разместить светильники, чтобысад выглядел наиболее привлекательно?

Для достижения необходимого эффектаспециалисты руководствуются базовыми приемами, главный из которых - глубинасцены.

Как правило, световая сцена приобретаетнаибольшую глубину при максимально освещенном заднем плане, умеренно освещенномпереднем и затененной середине. Впрочем, из этого правила бывают исключения.

Наиболее важные элементы композиции,задающие структуру сцены, называются фокальными точками. Одна фокальная точкапозволяет организовать пространство по законам формальной симметрии, что придаетсцене устойчивость и спокойствие, либо асимметрично, что, наоборот,используется в динамичных композициях. Если фокальных точек несколько,считается, что для устойчивости сцены их количество должно быть нечетным(например, три).

К элементам световой композиции относятсятакже баланс и согласованность. Симметрия и асимметрия - два основных видабаланса. Очень близко к этому понятию находится ритм. Подсветка повторяющихсяобъектов (например, ряда деревьев) позволяет получить визуальную связь междуразличными элементами композиции.

Согласованность (цельность, когерентность, cohesion) - один из наиболее важных композиционныхфакторов. Он определяет совместную работу различных элементов композиции присоздании единой картины. Зачастую фокальные точки представляют собой световыепятна, разделенные темными зонами. В этом случае налицо недостатоксогласованности и надо снизить контраст, добавив, например, немного мягкогорассеянного света.

Качество света может быть разным. Резкий светсоздается точечными источниками (солнце, нить лампы накаливания, разрядныелампы). Такое освещение усиливает контраст, подчеркивает форму, линии,очертания, текстуры, может создавать игру света (эффект искрящегося света), номожет быть причиной ослепляющего света, резать глаза. Мягкий свет (от облачногонеба, отраженный от предметов, рассеиваемый диффузорами светильников) уменьшаетобщий контраст и повышает согласованность сцены.

Однако соблюдение данных принципов требуетсерьезных затрат, а это не всегда отвечает финансовым возможностям клиента.Простое сокращение количества источников света из соображений экономии - подходсомнительный, поэтому лучше в таких ситуациях применять менее дорогиесветильники.

Конечно, освещение должно соответствоватьархитектурной стилистике усадьбы. Формальные, симметричные световые композициибольше тяготеют к классическим архитектурным стилям, регулярному ландшафту,строгой геометрии аллей и дорожек. Динамичные асимметричные световые решения можнорекомендовать для менее формальной архитектуры. Немаловажен и дизайн самогосветильника. Впрочем, это именно то, что действительно учитывается в реальнойпрактике. Вероятно, потому, что дизайнер, прежде всего, заботится о «дневной»картинке. Но недостаточное внимание к световой композиции приводит к тому, чтоночью ландшафт скучен и малоинтересен, а вклад очень дорогих и стильных «эксклюзивных»светильников в освещение более чем сомнителен. Выходом может быть использованиескрытых функциональных светильников, которые устанавливаются в самыхнеожиданных местах: на деревьях, зданиях, стойках и т д. При этом недорогиефункциональные светильники применяются для создания световой картины, адекоративные - как стилеобразующий элемент (скажем, традиционные каменныефонари в японском саду).

Что касается характеристики света с точкизрения направленности, то это так называемое фронтальное, боковое, верхнее,нижнее и заднее (контровое) освещение.

Если растения, газоны, дорожки подсвечиватьсверху вниз в темное время, они будут выглядеть привычно, как днем. А вот когдасвет и тени меняются местами (происходит это в том случае, если поставленаподсветка «снизу вверх»), возникают интересные контрастные эффекты. Мягкоезаполняющее освещение используют, если не хочется выделять детали, а дляобратного эффекта применяют акцентное.

Ночной ландшафт наиболее привлекателен свысоким уровнем согласованности, смягченными контрастами и отсутствиемослепляющего освещения. Обычно такого результата можно добиться лишьприменением многих источников света при их меньшей мощности. Отступление отэтого принципа приводит к исчезновению композиционных деталей - свет остается,но магия улетучивается.

Необходимо учитывать также, что кроме общейконцепции существуют еще и частные нюансы освещения дорожек, скульптур,водоемов, фонтанов и других отдельных элементов ландшафта.







Просмотрено: 363 раза