Личный кабинет  |  Регистрация

Пароль:

Регистрация   Забыли пароль

ГлавнаяПубликацииСтатьи → ЯПОНСКИЙ ДОМ



ЯПОНСКИЙ ДОМ

08.12.2012
В настоящее время необычайную популярность в оформлении интерьера приобретает японский стиль. Вероятно, это связано с увлечением экзотическими культурами, а может быть, с выявлением преимуществ с точки зрения удобств, которые он в себе несет. Бесспорно лишь одно: чтобы стилизовать тот или иной стиль, его нужно изучить.

Япония - страна традиций, которым она следует на протяжении столетий (приблизительно с VIII-XII вв. н. э.). Среди них одной из древнейших считается японский дом. Каждая деталь в нем, как художественная, так и конструкционная, наполнена определенным смыслом и испокон века занимает четко предназначенное ей место. Дома каждый из нас проводит если не большую, то значительную часть своей жизни. По убранству жилища можно многое понять о человеке и о его стране.

Японский дом - это чистота, простор и размеренность во всем. Кажется, здесь никогда не бывает суеты и нервозности. Гармония и ясность интерьера располагают к неторопливому и спокойному созерцанию окружающего. Рациональность, конструктивное и пространственное решение и вероятность стандартизации делают его современным по сути. При кажущейся законченности образов японский интерьер имеет неограниченные возможности развития в архитектуре с учетом климатических и технических условий различных стран мира.

Японское искусство теснейшим образом связано с глубоким пониманием природы. Ее дыхание и даже самые незначительные проявления служат для японцев источником неисчерпаемого вдохновения. Всякий предмет, всякая вещь достойны любования. Через них постигается философия окружающего мира.

Традиционный японский дом включает небольшую прихожую - гэнкан, две смежные комнаты, кухню, ванную и туалет, а также уголок хозяина - узкую застекленную веранду с миниатюрным низким столиком и двумя креслами.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО ДОМА

Конструктивная основа японского дома - деревянный каркас, заполненный легкими подвижными стенами, которые можно снять или отодвинуть. В этом случае стена как бы выполняет функцию окна. В зависимости от времени года используют различные по плотности стены: деревянные - амадо (в холодные и дождливые месяцы) и седзи (когда тепло) - раму с натянутой белой бумагой, пропускающей мягкий ровный свет.

Сама же конструкция представляет собой прямые, простые и ясные членения с четким графическим рисунком - темное дерево в сочетании с белой бумагой.

Жилая комната обычно имеет внутренние раздвижные стены (фусума), с помощью которых можно менять объем помещения. Свободная планировка придает внутреннему пространству, всегда единому при большом его разнообразии, особую гибкость. Отличительные черты зрительного образа жилого интерьера - ясность и простота, которые целиком обусловлены конструкцией дома. Это не только не противоречит выполнению заложенных в интерьере функций, но, напротив, отражает их с большей полнотой.

Традиционный японский пол татами, сплошь закрытый соломенными матами, разделен на четкие прямоугольники, каждый из которых, как правило, имеет темное обрамление. Длина пола является модулем архитектурной конструкции и равна расстоянию между центрами двух соседних столбов. Таким образом, татами определяет пропорции всего сооружения.

Потолок также расчленен на прямоугольники, пропорционально и графически связанные с татами и стенами. При таком построении любое, даже миниатюрное, помещение кажется просторным, а внутреннее пространство как бы свободно перетекает за пределы дома.

ОТНОШЕНИЕ К ПРОСТРАНСТВУ

В сознании японцев утвердилась неоспоримая истина: лишнее - безобразно. В их домах нет того количества вещей, которые окружают нас, загромождая помещение и отвлекая внимание. В японском интерьере все спрятано в специальных стенных шкафах, расположенных по всей высоте комнаты. Они практически сливаются со стеной, создавая впечатление строгой чистоты. Все предметы появляются только по мере необходимости. Традиционный японский дом в европейском понимании абсолютно лишен мебели. Обычай сидеть на татами обусловил отсутствие стульев и кресел. Постель возникает только перед сном, а днем ее убирают, нет привычного обеденного стола, так как во время еды перед каждым членом семьи ставят низкий столик - поднос с прибором и кушаньями.

Главное место в доме японца занимает токонома - встроенная ниша, где традиционно стоит ваза с цветами, а на стене висит свиток либо с живописью, либо с написанным каллиграфическим почерком изречением древнего мудреца. На токонома как бы концентрируется художественное оформление интерьера. Картина в нише поглощает все внимание человека и является самым выразительным элементом панорамы. Ее композиция создает определенное настроение, заставляет сосредоточиться и успокоиться.

ОКРУЖАЮЩЕЕ ДОМ ПРОСТРАНСТВО

Важной частью дома является веранда - энгава, расположенная под выносом крыши или под специальным навесом. Она служит продолжением пола комнаты, но уже без татами. Энгава бывает окружена невысоким барьером, а иногда переходит в совершенно открытую бамбуковую террасу, которая пространственно уже принадлежит саду, что еще больше усиливает символическую связь интерьера с внешней средой. Когда наружную стену дома снимают или раздвигают, интерьер образует единое целое с окружающей дом природой. Он становится ее целесообразно и творчески оформленной, приспособленной для жизни человека составляющей и как бы вливается в нее.

Композиция японского сада тонко продумана. Его философия заключается в стремлении создать иллюзию протяженности и широты на небольшом участке земли. Сидящему на татами сад кажется огромным. Но если встать, то окажется, что его площадь всего несколько квадратных метров.

В жаркие летние месяцы в лишенном стен доме гуляют сквозняки. Но в этом тоже заложен особый смысл. Дом перестает существовать как пространственная ячейка. Теперь он - органичная и неделимая часть природы, продолжение сада. Его окружают не стены, а садовая изгородь, обычно достаточно высокая. Ее назначение - охранять покой дома, препятствуя вторжению в него шума улицы.

МАТЕРИАЛЫ

В интерьере японского жилого дома присутствуют только натуральные материалы: дерево, бумага, солома, ткани. Дерево - основу конструкции - никогда не красят, а лишь тщательно обрабатывают, иногда полируют, сопоставляя при этом тончайшие оттенки древесины, выявляя и подчеркивая красоту ее фактуры. Лежащие на полу татами сплетены из золотисто-оливковой соломы, которая прекрасно гармонирует с цветом дерева и бумаги. Нейтральные светлые тона, спокойный рассеянный свет, проникающий сквозь бумажные стены, подчеркивают мягкость и воздушность среды, в которой каждая яркая деталь сразу приковывает к себе внимание.

ИНОЕ ПОНИМАНИЕ СИММЕТРИИ

Идеалом красоты японцы считают логичную целесообразность и максимальную простоту. Если для европейского искусства характерно стремление к единству и соподчинению формы и декора, то в Японии согласно древнейшей художественной традиции склонны к асимметрии и контрастности. Поэтому очень часто произведения японского декоративно-прикладного искусства - керамика, ткани, лаковые изделия - содержат элемент неожиданности.

В японском саду природа заключена в определенные рамки. Ее «естественность» не случайна - ее создает человек. Японский сад построен по принципу микрокосмоса, олицетворяющего реальный мир, поэтому японское садоводство основано на символизме. Сад должен не только восхищать своей внешней красотой, он должен быть наполнен тонким философским содержанием.

Европейцам кажется необычным суровый аскетизм такого сада, его графическая монохромность. Но даже его зрительное восприятие очень точно увязано с обликом дома и его убранством.

Общее решение интерьера предполагает использование единых художественных приемов, которые последовательно проводятся в жизнь при создании каждого из его компонентов. Свободная пространственность архитектурного облика гармонирует с асимметрией прикладного творчества и с искусством составления букетов. Строгая цветовая гамма интерьера отвечает законам построения сада. В тоже время интерьер служит нейтральным фоном для всякого привносимого в него предмета. Вещи в нем не подавляют и не умаляют человека. С одной стороны, интерьер для него - тот же фон, а с другой стороны, он формирует для него естественную среду обитания, с которой человек постоянно взаимодействует, не нарушая ее единства и являясь логичным ее завершением.




Просмотрено: 358 раз