Личный кабинет  |  Регистрация

Пароль:

Регистрация   Забыли пароль

ГлавнаяПубликацииСтатьи → ИСТОРИЯ ДЕКОРИРОВАНИЯ ЖИЛИЩА. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, ГРЕЦИЯ, РИМ



ИСТОРИЯ ДЕКОРИРОВАНИЯ ЖИЛИЩА. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, ГРЕЦИЯ, РИМ

08.12.2012

Известно достаточно много о культуре и искусстве трех цивилизаций, ставших основными прообразами современной европейской культуры. В точности воссоздать внутреннее убранство древнеегипетского, древнегреческого и древнеримского жилого дома достаточно трудно. Но можно частично восстановить картину…

Об уникальной богатейшей культуре древних египтян известно, в основном, благодаря их заупокойному культу. Большая часть дошедших до нас зданий - погребальные сооружения, знаменитые пирамиды, в которых сохранились предметы обихода и обстановки, но т.к. возводились они для фараонов и верхушки знати, то и говорить можно, в первую очередь, о «дворцовом» интерьере.

Древний Египет - первое в мире государство, где были созданы древнейшие в истории памятники архитектуры, возникло искусство декора, а быт стал предметом внимания и украшения.

Уже с самой глубокой древности в Египте стали разрабатывать медные рудники, производить сложные изделия: иголки, проволоку, украшения, посуду. Здесь создавались сложные оросительные системы, достигло совершенства строительство из кирпича-сырца: египтяне первыми научились возводить кирпичный свод, изобрели водопровод и даже создали систему обогрева полов в виде керамических труб, в который подавался теплый воздух от горящего во дворе дома костра. Посуду производили из глины особого состава - египетского фаянса. В Египте же изобрели папирус. В отделке украшений впервые в Египте стали использовать природные камни - бирюзу и малахит с Синайского полуострова, лазурит. В домашнем обиходе древних египтян были широко распространены изделия из слоновой кости.

Дома египетских вельмож, часто возводимые из камня, представляли собой сложный комплекс из многих помещений и снабжались внутренним двором. Стены таких дворов украшались барельефами и художественной росписью, отличавшейся плоскостностью: фигуры не столько смотрелись, сколько читались. Предметы изображались так, как будто на них одновременно смотрели и прямо, и сбоку. Этим обычно объясняют типичное для древнеегипетского искусства построение человеческого изображения: туловище - в профиль, голова - в анфас.

В столярном производстве, которое в Древнем Египте было очень развито, использовалось черное эфиопское дерево. Древнейшие из известных образцов египетской мебели найдены в царских погребениях. Это ларцы и шкатулки черного дерева, инкрустированные слоновой костью, зеленым и синим малахитом, бирюзой и лазуритом, табуреты с ножками в виде копыт животных, вырезанными из целых слоновьих клыков. Среди древнеегипетских богатых «гарнитуров» известны также деревянные кровати, стулья с ножками в виде львиных лап или копыт быков, причем передние и задние ножки мебели были сделаны соответственно в форме передних и задних ног животного. Богато украшенные кресла и троны мастера Древнего Египта снабжали подлокотниками в виде идущих львов, а их спинки покрывали резьбой, накладками из золота и эмалью.

В оформлении убранства домов знати, широко использовалось золото, из него же изготовлялись обшивки, инкрустации, скульптура, украшения, посуда. С серебром египтяне обходились бережнее. В интерьерах египетской знати довольно рано появились меха и шерсть, привозимые из североэфиопских экспедиций.

С усовершенствованием ткацкого станка, что позволило делать полотно тоньше и значительно шире, в убранстве жилищ появились драпировки. А с появлением бронзы интерьер стали украшать коваными изделиями.

В античной Греции весь уклад жизни носил преимущественно общественный характер: большую часть своего досуга городские жители проводили не в узком семейном кругу, а на площади народных собраний, в храме, в театре. Поэтому большое внимание здесь уделялось архитектуре и художественному оформлению храмов и общественных зданий. Существовало два основных архитектурных стиля: дорический и ионический. Дорический, по мнению греков, воплощал идею мужественности, силы и торжественной строгости. Ионический, наоборот, был легок, строен и наряден, в нем колонны заменялись кариатидами (скульптурами, часто это были изящные и нарядные женские фигуры). И дорические, и ионические здания строились из известняка, и в их отделке широко применялась яркая раскраска, в основном красного и синего цветов. Храмы украшались скульптурами и резьбой по камню, имели необычно нарядный облик. Храм Парфенон на холме Акрополь в Афинах стал высочайшим достижением в истории зодчества.

Мебель в Греции делали из дерева, бронзы и мрамора. Подлинных образцов деревянной мебели не сохранилось. Наиболее употребительным и важнейшим типом домашней мебели был ларь - особого вида ящик для хранения вещей. Стенки таких ларей покрывались росписью разных цветов. Кроме ларей, в обиходе древних греков были очень распространены столы на трех опорах в виде ног крупных животных.

В Древнем Риме архитектура была ведущим искусством. В отличие от Греции, где главным был храм, в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а впоследствии и императора: форумы, триумфальные арки, амфитеатры. Быт древних римлян был абсолютно современным - водопроводные системы на десятки километров, дороги, мосты, сточные канавы - прообраз канализации. Римский театр, в отличии от греческого - отдельное здание, впервые со сценой. Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Колизей, вмещавший 50000 зрителей, предназначался он для гладиаторских боев.

Римляне усовершенствовали архитектуру жилых домов. Италийский тип дома имел внутренний дворик, окруженный колоннадой, украшенный фонтаном, статуями, цветниками. Появились виллы, вокруг которых разбивались сады с фонтанами, беседками, гротами и большим водоемом. Виллы отличались роскошным убранством, применением мрамора и ценных пород дерева. Стены украшались сложной живописью, имитирующей колонны - так называемый архитектурный стиль. В отделке стен использовались яркие фрески, барельефы. Очень важной декоративной частью римского дома были мозаичные полы - от простых, использующих белую гальку, до тончайших мозаик со сложными живописными композициями.

Римские императоры строили дома в соответствии с личными вкусами и капризами. Например, Нерон построил «Золотой дом» - огромный дворцовый комплекс в центре Рима, внутреннее убранство которого было отделано золотом, перламутром, драгоценными камнями, потолки были обшиты слоновой костью и могли вращаться, при этом с них сыпались живые цветы.

Были в Риме и ремесленные кварталы, в которых городская беднота жила на узких, густонаселенных улицах, в домах, имевших до пяти этажей.

Прикладное искусство достигло в Древнем Риме высокого развития: резные и чеканные золотые и серебряные чаши, сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали интерьеры домов в Риме.

Древние римляне, кроме мебели из дерева, бронзы и мрамора, делали еще и мебель, плетеную из ивовых прутьев.

Общие формы древнеримской мебели изящны и изысканны, но страдают излишеством украшений. Деревянная мебель украшалась резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева других цветов, эмали, кусочков фаянса, золота и серебра.

Существовала также мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора с мозаичными досками на столах.

Удивительно современным кажется сегодня быт далеких предков. Кажется, что европейцы ничего нового с той поры и не выдумали.





Просмотрено: 678 раз