Личный кабинет  |  Регистрация

Пароль:

Регистрация   Забыли пароль

ГлавнаяПубликацииСтатьи → Дом с привкусом экзотики. Индонезия



Дом с привкусом экзотики. Индонезия

08.12.2012

Индонезия - поистине фантастическая страна. Она поражает тропической роскошью природы и ярким своеобразием культуры, которая сохранила обычаи аборигенов, впитала традиции переселенцев из Индии и Китая, восприняла и трансформировала плоды напористого влияния европейских колонизаторов и миссионеров.

Здесь благополучно соседствуют дворцы султанов, индуистские и буддийские храмы, в том числе такие исполины, как знаменитый Боробудур на острове Ява - величественный комплекс конца VIII - начала IX века. Это гигантская пирамида, являющая собой модель буддийского мироздания. Три верхних яруса украшены 72 ступами, внутри каждой - статуя Будды. Венчает пирамиду самая большая ступа - символ высших сфер. Стены пяти нижних ярусов покрыты уникальными рельефами. Два с половиной километра каменных «страниц» содержат сцены из старинных легенд или повествуют о жизни Будды.

На благодатной культурной почве буйно развиваются дизайнерские фантазии, в том числе в области интерьера. Страна знаменита уникальными мебельными изделиями - как плетеными, так и цельнодеревянными, как мягкими так и твердыми. Индонезийские краснодеревщики знают толк в материалах и технологиях, а еще им ведомы многие «тропические» секреты красоты и уюта, вплоть до самых древних.

Между прочим, не случайно островитяне столь виртуозны в искусстве резьбы по дереву. Существует мнение, что в древние времена орнамент, нанесенный резчиком на предмет культа, имел четко определенную смысловую нагрузку, служил средством общения с высшими силами.

Народная архитектура представлена различными типами жилищ: хижинами, легкими каркасными свайными домами, строениями с седловидными крышами, характерными для Суматры, традиционными яванскими домами, имеющими пирамидальную кровлю.

Традиционный яванский дом - прямоугольный или квадратный в плане, стоит на кирпичном или глинобитном цоколе, имеет каркасно-столбовую конструкцию. Пирамидальное завершение четырехскатной кровли - напоминание о древних башнеобразных храмах (чанди) и мифической горе Меру.

Крышу с пирамидальным выступом кроют бамбуковой дранкой, высушенными листьями пальмы или керамической черепицей - те, кто побогаче. Деревянный конек украшают геометрической резьбой. Сбоку пристраивают веранду, через которую и входят в дом. В прошлом окон в доме не было, сейчас делают, но небольшие.

Традиционный яванский дом знати состоит из трех самостоятельных частей. Каждая часть имеет свое название и функциональное назначение. Из веранды (пендопо), где принимают гостей, а раньше селили женатых сыновей и приезжающих родственников, узкий проход ведет во внутренние покои, собственно жилую часть - далем. Здесь находится место для ритуалов и медитации - кробонган, куда имели доступ только члены семьи (что-то вроде ложа с пологом и украшенными резьбой тиковыми опорами), и собственно спальни, которую называют «сентонг». Для бытовых нужд иногда по бокам пристраивали узкие помещения с навесами.

В традиционном интерьере мебель практически отсутствовала. Вдоль стен стояли разной ширины лавки, на которых днем помещалась утварь, а ночью раскладывалась постель.

Большая кровать с пологом для хозяев дома появилась только в XIX веке, впрочем, как и другая европейская мебель - столы, стулья и т.д.

Непременными аксессуарами традиционного яванского интерьера служили многочисленные изящные коробочки и ящички для хранения припасов, а также специальные подносы на ножках - на них, украшенных цветами, подавали пищу. Интерьер дополняли светильники из бронзы и терракоты, лампады с благовониями. Опорой сидящим служили деревянные валики, а пространство отделялось драпировками.

В колониальный период внедрялись привычные для европейцев архитектурные формы. Возводились форты и другие оборонительные объекты (до настоящего времени сохранились остатки крепости Батавия в Джакарте). Получил распространение голландский тип каменного одноэтажного дома на высоком цоколе с красной черепичной крышей и ромбовидными окнами. Строились пышные католические соборы в псевдоготическом стиле и более скромные протестантские церкви. В конце XVIII - первой половине XIX века появились постройки в стиле «классический ампир». В начале XX века получают распространение сооружения, стиль которых соответствует определению «тропический модерн».

Образцы европейского интерьера, возрождаясь в местном материале, претерпевают соответствующие местным традициям изменения, слегка огрубляясь и приобретая особую прелесть примитивизма. В таком видоизмененном качестве яванская мебель возвращается в Европу и Штаты, имея всюду большой успех.

Стулья и кресла

Яванские стулья «приземлены», в них доминируют горизонтальные элементы. Поперечная перекладина, поддерживающая спину сидящего, намного шире и обычно имеет вогнутый контур, как бы охватывая туловище. Это позволяет расположиться на стуле непринужденно, вольготно - большое преимущество в условиях тропического климата. Подлокотники и передние ножки могут быть украшены резьбой. Сиденье - плетеное, из ротанга.

Любопытна конструкция так называемого «плантаторского» кресла - гобанга. Его необычность в том, что достаточно простые по форме подлокотники - на самом деле двойные. Они раскладываются, и в этом виде служат опорой не только для рук, но и для вытянутых ног. Сильно откинутая назад и плавно переходящая в сиденье спинка создает идеальные условия для релаксации. Гобанги делают как целиком из дерева, так и с плетеными сиденьями и спинками, материалом для изготовления которых обычно служит тростник.

Довольно оригинальна еще одна разновидность яванского стула-кресла, сконструированного по мотивам велорикши, в стиле ар деко 20-х годов прошлого века. Использовалось оно как мебель для веранды. Плавный изгиб его подлокотников, создавая иллюзию единого целого с полукруглыми передними опорами, повторяет линию велосипедного колеса. Ножек как таковых нет - передние и задние опоры соединены низкой планкой, что усиливает сходство с велорикшей, впрочем, как и широкое плетеное сиденье, чуть наклоненное в сторону плетеной спинки, обладающей характерным изгибом. Все вместе взятое, как ни странно, делает это весьма забавное кресло очень удобным для отдыха, благодаря чему оно до сих пор остается востребованным.

Еще одним характерным приемом яванских мебельщиков является тройное повторение деревянной вертикальной планки - для поддержки подлокотников и спинки. Причем наблюдать это можно в разных вариантах - будь то стул по мотивам бидермейеровского, когда старинные неоклассические формы в яванском исполнении становятся более обтекаемыми, или ар нуво. Но к какому бы стилю не относилась яванская мебель, неизменным остается материал - тик, иногда красное дерево, ротанг.

Сундуки и шкафы

Огромные деревянные сундуки - неотъемлемая часть островной жизни. Торговцам колониальными товарами, перевозившим свой груз морем, они были просто необходимы. А для служивых людей в Батавии (Джакарта) они были еще и свидетельством их положения в обществе - размер сундука строго регламентировался в соответствии с рангом чиновника. В XIX веке появились сундуки на колесах.

В наши дни старинные сундуки, украшенные резьбой и рисунком, находят свое место в интерьере современного дома и в новом качестве - из них получаются оригинальные столы, диваны и даже кровати для дневного отдыха. Впрочем, в своем первоначальном виде и качестве сундуки служат прекрасным завершением интерьера спальни на своем традиционном месте - в ногах кровати, лучше старинной яванской или под старину. В таком сундуке можно хранить постельное белье, а поверхность крышки использовать как столик.

Интересны традиционные лемари - большие шкафы, часто украшенные позолоченной резьбой. Ажурный фронтон венчает это произведение из темного тика, а на резных дверцах вертикально расположены овалы - тиковые медальоны в форме глаза. Хотя на Яве довольно часто дверцы оставляли без украшений - если позволяло качество древесины.

Тик, впрочем, как и красное, а также розовое дерево, смотрится весьма эффектно, но это вовсе не означает, что произведения яванских краснодеревщиков были примитивны.

Мастерство яванских резчиков по дереву, кажущаяся простота европейского классицизма и неброская изощренность китайского стиля соединились в популярных и поныне вариантах кабинетной мебели, моделях буфетов и горок. Такого рода шкаф стоит на кабриолях - изогнутых ножках, завершающихся львиными лапами. Активный элемент - украшенная резьбой нижняя накладка - иногда с позолотой, иногда с прорисованным орнаментом. Некоторые сохранившиеся экземпляры такого буфета имеют внизу ряд ящиков, отделанных, как дверцы и боковые панели, позолотой.

В конце прошлого века в моду вошли довольно простоватые, где-то даже грубоватые, а-ля деревенские шкафы. Иногда - со вставками из старого тика, иногда мастера используют уцелевшие фрагменты старинной, явно не дворцовой, мебели. При этом обыгрывается как раз простота формы изделия в сочетании с фактурностью старой древесины и наивной прелестью незатейливой утвари былых времен.

Кровати

Яванские дневные кровати изначально выступали в двух ипостасях: на них спали, но собственно ложе представляло как бы верхнюю крышку большого, глубокого и длинного (в человеческий рост) ларя, для хранения овощей и риса. Эти запасы были залогом благополучия семьи. А кровать предназначалась для дневного отдыха, прежде всего первого сына - наследника. Подобные дневные кровати считались если не предметом роскоши, то признаком неплохого достатка.

Для сохранившихся с начала XIX века образцов характерны простые формы, прямоугольные очертания, естественный рисунок розового дерева. На боковых панелях кроватей можно обнаружить любопытную резьбу: драконы по обе стороны от герба Датского королевства. Столь необычное соседство - отзвук богатой истории страны.

Кровати для ночного сна отличались от дневных не только размерами. Обязательные опоры по углам поддерживали раму, на которую натягивалась ткань или сетка для защиты от москитов. В наши дни дизайнеры, используя традиционную форму, часто заменяют ненужную в Европе сетку батиком. Полог из батика необычайно декоративен, к нему подбирают и покрывало. Дизайнеры рекомендуют искать сочетания различных гармонирующих или контрастных цветов при схожих рисунках. Резные тиковые опоры и ножки кроватей могут быть набранными из нескольких «нанизанных» на стержень элементов. Фрагменты ажурной резьбы по дереву и ряд балясин, - достойное украшение спинок, изготовленных из тика или розового дерева. Последнее, впрочем, чаще используют без резьбы, только «старят», не затушевывая естественный древесный рисунок.

Столы

Круглый стол на одной ножке - главный элемент европейского интерьера XVIII века - характерен и для колониальной Индонезии, где такие столы получили распостранение уже в XIX-XX веках. Небольшие столы обязательно накрывали кружевной или из более плотного материала скатертью.

Как и в других странах Юго-Восточной Азии, в Индонезии широко распространены викторианские столы - круглые, на резных ножках, соединенных замысловатой фигурой - произведением резчиков по дереву. Столешница - мраморная или из тика.

Влияние европейского неоклассицизма прослеживается на примере письменных столов позапрошлого века. За таким столом-конторкой легко представить его хозяина - десятника на каучуковых плантациях. Характерны ножки - резные, как бы набранные из нескольких круглых деталей разной толщины. Создается впечатление, что они резко «набухают» книзу и завершаются у пола неожиданно тонкими стерженьками.





Просмотрено: 407 раз