Личный кабинет  |  Регистрация

Пароль:

Регистрация   Забыли пароль

ГлавнаяПубликацииСтатьи → Гость с Востока



Гость с Востока

08.12.2012
Уже во время династии Хана (с 202 г. до н.э. по 220 г. н.э.)китайские садовники начали постепенно уменьшать свои сады. Задолго до 1000года, во времена династии Санг, бонсайбыл описан в поэзии, а в специальной литературе обсуждались методы еговыращивания...

У Конфуция есть рассказ об одном бедном старике, ккоторому в дом вошел странник. Дело было зимой, а у старика в хижине не нашлосьдров. Чтобы исполнить долг гостеприимства, хозяин бросил в очаг свой бонсай. Конфуций считал этот поступок прекрасным: человекпожертвовал самым драгоценным, чтобы поступить как должно. Другой китайскийфилософ Ян Цзы осудил и сам поступок, и Конфуция,который хвалил старика. По мнению Ян Цзы, старикпожертвовал более ценным деревом, которое передавалось в его роду от отца ксыну и которое он должен был оставить в наследство своим сыновьям. И все радименее ценного долга гостеприимства. Так что бонсайв культуре Древнего Китая ценился необычайно высоко и был знаковым предметом.

Сегодня говоря «бонсай», большинствоиз нас вспоминает, прежде всего, Японию, хотя для нее искусство бонсай является заимствованием из Китая.

Но благодаря своей способности принимать в себя исделать чужое по-настоящему своим Япония сохранила многое из того, что утратилинации-прародители. Вероятно, бонсай приобрелпопулярность в этой стране еще и потому, что это искусство словно созданоименно для Японии. Для страны, где на весьма ограниченном пространствевозникает нечто, это пространство «раздвигающее». Например, деревья, которыемогут иногда уместиться на ладони, являясь при этом точной копией своихсобратьев-великанов. Пристрастие к бонсай как тягак чему-то постоянному, долговременному, непреходящему...

Восточные бонсай аристократы,в них нужно разбираться, приобрести их нелегко и недешево, они требуют ухода,внимания, становятся предметом гордости владельца. Классические бонсай создаются из деревьев, которым на роду написандолгий век, сосны, определенные виды долгоживущих лиственных. А сколькорастет такое дерево, пока не обзаведется толстым стволом и развесистой кроной?Вот именно долго! И все эти долгие годы человек, который формирует бонсай, изощряется. Ищет в природе росток, из которогопотом вырастет деревце, помещает его в специальный плоский сосуд, заставляетприжиться в помещении. А «соглашается» на такое «извращение» один из десятисаженцев, не больше... Кроме того, считается, что хилые, неразвитые, самойприродой обреченные на уродство саженцы брать для бонсайне стоит. Хотя из них проще сформировать карликовое деревце. Но если речь идетименно об искусстве бонсай, то любой уважающий себямастер предпочтет здоровый экземпляр.

Затем начинаются годы (иногда и десятилетия)«издевательства» над деревцем. С него удаляют листья и иголки, позволяютотрастить новые, очухаться, а потом снова все снимают. До тех пор пока деревцене смирится с судьбой и не начнет выпускать крохотные листочки или коротенькуюхвою, больше соответствующую его будущему размеру. Одновременно стволобременяют гирьками, перетягивают веревками и проволоками, чтобы деревце и неподумало тянуться вверх, а наращивало ствол вширь. Ветки тоже подрезают,направляют теми же гирьками вниз, искривляют при помощи проволок и заставляют«задубеть» в таком положении. Разумеется, почву в сосуд тоже насыпаютспециальную, и о правильном освещении заботятся, и корни при пересадкеподрезают на треть, чтобы деревце и не помыслило вглубь расти и силу набирать.И так продолжается годами, пока «карлик» окончательно не смирится и непрекратит стремиться к тому, чтоб вырасти нормальным, обычным, здоровущимдеревом.

Форма бонсаи возникает натонкой грани человеческой воли и воли самого дерева. И никогда нельзя полностьюподчинить его только своей фантазии: если вы потребуете от деревца чего-то длянего невозможного, то оно может просто погибнуть.

В древности бонсай являлисьдля китайцев и японцев свидетельством того, что их предки обладали хорошимвкусом, ведь создать гармоничное, пропорциональное дерево нелегко. Этопроизведение человека и природы способно очень многое рассказать и о человеке,который его растил и формировал, и о его нынешнем владельце.

А вот у некоторых современных людей бонсайможет вызвать очень неприятные исторические ассоциации. Невольно вспоминаетсясредневековый метод выращивания придворных уродцев. Маленького ребенка помещалив причудливый глиняный сосуд. По мере роста тело ребенка принимало его форму.Когда сосуд разбивали, свету представал уродец с горбами и наростами, сискривленными конечностями...

Но на самом деле как раз здесь пролегает граница междуевропейским и восточным отношением к предмету. Бонсай не дерево, искалеченное человеком и подчиненное его извращенной фантазии, аблизнец природного исполина; мост между людьми и природой. Бонсай это своеобразный метод видения, осознания мира. И это понимает не толькомастер бонсай, но и человек, приобретший дерево.

С начала ХХ века Европа начала увлекаться всем восточным:литературой, живописью, прикладным искусством. В том числе и бонсай.

Но если с пониманием литературы и искусства делаобстояли неплохо, то бонсай в сознании среднегоевропейца до сих пор воспринимается очень по-своему. В Европе эти карликовыедеревца превратились в модный товар. А искусство их создания в ремесло. Но…лет десять назад бонсай можно было увидеть в основномна картинках, а теперь в цветочном магазине. Конечно, это окажется не древняякряжистая сосна, а чаще всего небольшое молодое лиственное деревце, котороерастет быстро и формируется не так долго и тяжело, как классический бонсай. Но они есть. Цена деревца зависит от его возраста ирастет вместе с ним в геометрической прогрессии.

И, возможно вы почувствуете себя несколько иначе, еслина подоконнике каждую весну лет 30-40 будет зацветать карликовая яблоня, акаждую осень на ней будут появляться яблоки крохотные, кислые, но съедобные.И останется прикидывать: деревце переживет меня, или я его... Будет с кемпомериться долголетием!




Просмотрено: 337 раз