Личный кабинет  |  Регистрация

Пароль:

Регистрация   Забыли пароль

ГлавнаяПубликацииСтатьи → Архитектура. Время и стиль



Архитектура. Время и стиль

08.12.2012

Романский период 950-1250

Самые ранние дошедшие до нашего времени германскиесооружения из камня были построены в X в., после вторжения на территориюимперии Каролингов норманнов и венгров. Хотя на протяжении 300 лет архитектурныеформы развивались и становились сложнее и богаче, однако они сохраняли сходствос прототипом, поэтому весь период объединен понятиемроманское искусство.

Название это появилось только около 1820 г., однако онодостаточно точно определяет, что до середины ХIII в. сильно ощущались элементыримско-античной архитектуры. Особенно заметно предпочтение, отдаваемоеполуциркульным аркам при перекрытии больших пролетов. Архитектурные сооруженияроманского периода представляют собой массивные геометрические объемы,поверхности стен прорезаны маленькими окнами, орнамент используется редко. Вкультовом и светском зодчестве излюбленной формой была башня.

Романский период на территории Европы приходится навремя господства феодального строя, основой которого было сельское хозяйство.До наших дней не сохранились жилища крестьян. Однако, без сомнения, именно онипредшествовали более поздним по времени немецким крестьянским домам и дворам.Укрепленные жилые и хозяйственные дворы и крепости феодалов сохранились, хотя чащев виде руин, как и фрагменты королевских дворцов (пфальцев)и крепостей. Большинство сохранившихся сооружений романского периодацеркви вмонастырях и богадельнях (приютах), в резиденциях епископов и деревнях.

Готика 1250-1520

В этот период в городах широко развернулось, возникнувв Северной Франции, строительство. Новый архитектурный стиль получил названиеготики. Это название было предложено в XV в. итальянскими теоретикамиискусства, выразившими таким образом свое отношение к казавшейся им варварскойархитектуре Западной и Средней Европы. Характерная особен­ность готическогостилястрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другомсегментных дуг. В ре­зультате своей вариабельности стрельчатый свод по многимпозициямконструктивно превосходилполуциркульный свод.

Массивная каменная кладка свода в раннем средневековьесменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опорыи колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты.

Средневековое население европейских деревень и городовбыло глубоко религиозным, поэтому основное предпочтение отдавалось строительствукультовых зданий. Число башен в монастырях уменьшилось, од­нако высота иразмеры нефов соборов превосходили все из­вестные сооружения романскогопериода.

Развитие городов привело к возникновению новых типовсооружений. На рыночной площади появились здания ратуши, цехов и гильдий,требовались здания для торговли мясом и мануфактурой, склады и торговые дома.Возводились арсеналы, строительные дворы, школы и больницы. Но, прежде всего,горожане защищали себя и свое имущество от конку­рирующих соседей и нападенийфеодалов, строя вокруг горо­да стены и башни.

Ренессанс 1520-1650

1500 г. условно принят как конец эпохи Средневековья иначало эпохи Нового времени. Опираясь на новые открытия и изобретения,государственные силы вступили во владение наследием средневековья, началиобразовываться национальные государства. В архитектуре эпохи Ренессансапозднеготические тенденции живописно переплетались с пришедшими из Италии иФранции романскими формами. Ранее других элементов в зодчество к северу от Альппроникли декор и орнаменты, обрамления порталов и окон. В противоположностьготическому усложнению стены вплоть до вертикально подчеркнутого скелета с застекленнымивнешними поверхностями ренессанс вновь обратился к массивным и визуальноустойчивым архитектурным объектам, наружные стены которых украшали орнаменты вподражание античным формам и разнообразные по форме и размерам ризалиты. Как ив готический период строительство было сконцентрировано в городах, Однако в этовремя наряду с городскими жилыми и общественными зданиями возникаливеликолепные замки в великокняжеских резиденциях, как правило на местах бывшихукрепленных замков. Над созданием дворцов, садов и укреплений работалиархитекторы, воспитанные на итальянских образцах. Они создали материальнуюсреду, которая благоприятствовала светской жизни, занятиям искусствами,литературой, музыкой. Строительство культовых зданий вследствие Реформациипотеряло свое превалирующее значение.

Барокко 1650-1770

Большое влияние на европейских князей в этот период оказывалфранцузский абсолютизм Людовика XIV. Каждый феодалкак ни мала былапринадлежавшая ему территориякопировал свою резиденцию с Версаля.

Несмотря на то, что европейская архитектура XVII-XVIIIвв. не представляется единообразной, будучи динамичной в Италии, серьезной воФранции, она объединена общим понятием «барокко». Это слово взято изитальянского языка и означает «причудливый». Архитектурные формы барокконаследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности,многообразию и живописности. Сильно раскрепованныефасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажейколоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, частоколеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение иритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в периодРенессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятсяоформление и украшение интерьеров, а также садово-парковой и городскойархитектурной среды. Княжеские замки и культовые здания были первоочереднымиобъектами строительства, города-резиденции и монастыринеобходимымидополнениями. Значительных общественных зданий еще не строилось. Средипротестантских культовых зданий Фрауэнкирхе вДрездене осталась практически единственным выдающимся произведением.

Влияние Просвещения начало ощущаться в 1730-х годах исказалось в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князейстали маленькие элегантные замки в окружении парков. Асимметричный рокайльный орнамент этого периода дал название стилю «рококо».

Классицизм   1770-1840

Обновление современного искусства, с использованиемкрасоты античности, воспринимаемой как идеал,эта тенденция нашла вевропейском обществе активную поддержку. Прогрессивная общественность видела вклассицизме необходимое противопоставление придворному барокко. Но ипросвещенные феодалы не отвергали подражание античным формам. От форм рококобыл сделан крутой поворот сторону греческих форм. Фасады, колонны и треугольныефронтоны стали архитектурной азбукой.

Стремление претворить в современное строительствоблагородную простоту и спокойное величие античного искусства вели к желаниюполностью скопировать античную постройку. Центрами строительства в стилеклассицизма стали княжеские дворцы-резиденции. Но дворцы уже не были главнымобъектом строительства. Виллы и дома невозможно было от нихотличить.

В сферу государственного строительства были включеныобщественные сооружениятеатры, музеи, университеты и библиотеки. К нимдобавились здания социального назначениябольницы, дома для слепых иглухонемых, а также тюрьмы и казармы. Картину дополнили загородные поместьяаристократии и буржуазии, ратуши и жилые дома в городах и деревнях.

Историзм 1840-1918

XIX в. характерен интенсивной строительнойдеятельностью, не сравнимой с предыдущими периодами. Жилые и производственныездания, транспортные сооружения, управленческие комплексы возникали в огромномколичестве. Причиной этому послужил взрывоподобный рост промышленности ископление рабочего населения в местах расположения промышленных объектов.

Архитектура XIX в. ориентировалась на формы прошлого ипотому объединяется названием «историзм». То, что началось в период классицизмавозвращением к античности, нашло отражение в тяготении к средневековойархитектуре в начале века, к итальянскому и немецкому ренессансупреимущественнов середине века и, наконец, в стиле необарокковконце века. Только после того, как в конце XIX в. архитектурно-ретроспективныйплюрализм привел к рискованному смешению стилей, появились два новых течения.

Одно из нихмодернбыло недолговечным. Правда, егопредставители отвергали исторические формы, однако на основе ремесленногопроизводства искали новую орнаментику. Для декора модерна характерныизвивающиеся растительные формы.
Второе течение вело к рационализму, соответствующему промышленным способампроизводства.





Просмотрено: 296 раз