Личный кабинет  |  Регистрация

Пароль:

Регистрация   Забыли пароль

ГлавнаяПубликацииСтатьи → Японский сад



Японский сад

08.12.2012

Японский сад тесно связан с живописью, только материалом здесь служит природа. Как и живопись, он бывает монохромным и полихромным. И если сады камней скупы на цвет, то пейзажный сад напоминает красочный свиток или цветную гравюру.

Природа Японии во многом объясняет происхождение стилистики японского сада. Гористая страна с красивым и разнообразным ландшафтом, где можно встретить скалы и ручьи, пологие склоны и озера, а также открытые ветрам морские берега и причудливые формы деревьев, стала достойным образцом для переосмысленных и одухотворенных миниатюрных ландшафтов. И вот на ограниченном участке пространства человек создает модель мира. Она легче воспринимается именно благодаря небольшим размерам. Происходит это в гармонии трех стихийкамня, воды и растений. Камни отождествляются со скалами, горами, островами. Вода или заменяющий ее песокэто водная поверхность (пруды ассоциируются с озерами, ручейкис горными реками), из низкорослых растений составляют композиции, очертания которых повторяют лесные купы.

ВИДЫ САДОВ

Существует два традиционных вида японских садов: цукияма и карэ сансуй. Первый стиль еще называют холмистыми садамив них принято воспроизводить ландшафт какой-нибудь известной местности, но в миниатюрном виде. Камни тут символизируют горы, небольшие деревцалес, а прудокеан. Через водоем перекидывают мостики в виде дуги, через заводи и ручьи прокладывают деревянные или каменные настилы либо просто используют с такой целью крупные и плоские камни. Чтобы увеличить продолжительность прогулки, тропинки делают извилистыми. Водопадеще одна важная деталь сада. Плеск падающей воды гармонично дополняет общую картину.

Стиль карэ сансуй («сухой пейзаж») тесно связан с приходом в Японию дзен-буддизма. Такой сад призван успокаивать, располагать к созерцанию, медитации. В нем нет привычных деревьев, цветов, озер и ручьев. Лишь камни, гравий и песок. Согласно символике такого сада (его называют еще плоским или каменистым) почва, покрытая мелким белым гравием, представляется водной поверхностью. С помощью бамбуковых грабель на гравии воспроизводят уникальный рисунок. Именно к этому стилю относится знаменитый сад пятнадцати камней при монастыре Реандзи в Киото. Наряду с песчаным существует еще как особый вид сад мхов, где разнообразие и гармония достигаются за счет фактуры поверхности и различных оттенков зелени.

Сад раскрывается зрителю не только в пространственном объеме. В нем одновременно ощущаешь скоротечность мгновений и величавую поступь времени. Недаром японцы оставляют в садах сухие остовы уже отживших деревьев они соседствуют с молодыми, цветущими или плодоносящими. Под деревьямиветхие пни, которые зарастают мхом и папоротниками, и тут же рядоммолодая поросль. Такие композиции демонстрируют красоту естественного хода жизни.

Благодаря внимательному отношению к деталям и продуманному расположению необычных и красивых элементов ландшафта (камень или узор дорожек, сухая коряга или растение, ручей или водопад, скульптура или фонарь) художниксоздатель садарисует пейзаж. Учитывается даже отражение составляющих сада в зеркале воды и рисунок тени, которую отбрасывают предметы. Ландшафтные художники любят играть не только цветом, но и фактурой, как, например, в саду мхов. Кроме форм, красок и линий мир полон ароматов и звуков: запах чистой родниковой воды, пение цикад в вечерней траве, болтовня ручейка... Звуки, как и запах, используют при создании сада. Часто японцы сажают возле дома растения с широкими листьями, например банан, чтобы падающие капли доносили до спящего ночью человека музыку дождя.

Согласно буддистской философии свободное пространство не менее, а более важно и ценно, чем заполненное предметами, так как в нем больше свободы и будущего. В значительной части плоских садов ему отведена важная смысловая

рольсоздать ощущение безбрежности и бесконечности мира, позволить полностью отрешиться от мыслей. Включение пейзажа местности на заднем плане в общую картину искусственно созданного ландшафта мысленно разрушает внешнюю границу территории сада и вызывает ощущение его бесконечности. Низкие изгороди храмов и домов, выкрашенные в неброские тона желтого и коричневого цветов, не мешают восприятию садовой композиции, а наоборот, часто служат для нее хорошим фоном.

Невозможно не сказать еще об одной особенностирастворение пейзажа в интерьере. Поскольку ландшафтное искусство Страны восходящего солнца «выросло» из пейзажной китайской живописи, японский сад изначально рассчитан на взгляд из интерьера. Характерная детальпетляющий ручей как бы протекает сквозь здание. Примечательны японские дома с раздвижными бумажными ширмами. Конструкция их стен позволяет легко убрать границу между садом и домом, и природа проникает в комнату, увеличивая объем сада. Оформление комнаты рисунками в едином стиле с открывающимся пейзажем усиливает этот эффект. Стены дома заведомо «кадрированы» правильноугольными пересечениями карниза кровли и столбов веранды. Насквозь раздвижной японский дом - богатый возможностями видоискатель.

КАМНИ

Именно камни формируют структуру сада, поэтому искусство их расстановки- одно из главных в создании ландшафта. Суть такого искусства в том, чтобы суметь в каждом камне увидеть присущие ему «лицо» и «позу» и наделить этот элемент определенной ролью в композиции: скажем, он лежит, прислоняется, убегает. Камни и валуны означают силу и стойкость. Будучи неподвижными, они излучают покой, а расположенные асимметрично, наиболее созвучны с природой. Со временем они покрываются патиной, обрастают мхом и лишайником, что делает их еще более органичными. Каменный сад может выглядеть так: подушки мха имитируют мягкие очертания сопок, а волнистые линии на мелком гравии, смешанном с песком,подернутую рябью водную поверхность с выступающими из нее седыми утесами.

ВОДА

Вода как символ жизни и жизненной энергии обязательно присутствует в саду. Как наиболее подвижная из стихий, она задает его характер и настроение.0дно из наиболее любимых японцами творении природы - водопад. Они «перенесли" его в традиционный сад. Водопад устраивают вдали от дома, но так, чтобы был слышен его шум. Выбирают большой неровный валун - это скала.

с которой будет стекать вода. По краям кладут камни меньших размеров, образующие русло потока. Пруд, отражающий небо и растения на его берегу» делает малое пространство объемным. Ручей, перепрыгивая через небольшие валуны, играет солнечными бликами и делает сад более динамичным. Берега всегда изрезаны и живописны: в одном месте они спускаются к воде покрытыми мхом валунами, в другом травами. В пруду устраивают и островки с различной растительностью, часто их соединяют друг с другом и берегом разнообразными мостиками.

Но вода необязательно должна быть настоящей. Часто ее заменяет засыпанная песком площадка с вычерченными на ней волнистыми линиями. Рисунок наносят на крупнозернистый песок или мелкий галечник деревянной доской и широкими зубьями. Такая песчаная площадка символизирует, кроме того, тишину и простор и оказывает успокаивающее воздействие на человека.

РАСТЕНИЯ

С растениями связана детализация сада. Доминирует зеленый цвет, ландшафтные художники охотно используют вечнозеленые породы деревьев. Излюбленные растениясосна (символ долголетия), бамбук и другие злаки, внешняя скромность которых подчеркивает гармонию общей картины. А из вечнозеленых лиственных пород чаще всего встречаются камелия, азалия, магнолия. Цветущие летники и многолетники практически отсутствуют, так как их внешний вид в течение сезона сильно меняется, а пестрота цветков мешает сосредоточиться. Если они и есть, то их яркие пятна немногочисленны. Японское топиарное искусствоискусство фигурной стрижки зеленых насаждений позволяет сохранять композицию неизменной, а периоды цветения, образования плодов и опадания листьев вносят свой ритм в жизнь сада.

Флористические композиции созданы с расчетом на различное сезонное звучание, смену одних акцентов на другие: весенние уступают место летним, а затем осенним сюжетным картинам, и все этона доминирующем зеленом фоне. Весной, во время цветения растений, сад окутывают бело-розовые облака сакуры, красно - малиново - розовая пелена азалий. Слива или вишня отцветут и потеряют листву, но укроют ковром лепестков или листьев маленький пруд, а их голые ветки нарисуют красивый узор на фоне осеннего неба или полной луны. Осень заполыхает костром из листвы кленов. Внимание всякий раз привлекает растение, самое интересное в данный момент,это его время, и им любуются, не отвлекаясь на другие. Затем наступает время следующих, не менее красивых.

ДОРОЖКИ

Тропинки извилистымногочисленные изгибы удлиняют путь по саду и создают эффект разнообразного пространства. Пейзаж меняется за каждым поворотом: необычное мощение дорожки, бамбуковая изгородь, каменное изображение Будды или водный источник, издающий тихое журчание. Размеры камней и их узор задают ритм шагов, рассчитанный на неспешную прогулку. Даже над водой делают зигзагообразные деревянные настилы или переходы из камней, расположенных под углом друг к другу: так легче

идти и легче рассмотреть водных обитателей. Характерный элемент японских садовмостики: нарочито грубые, выполненные из камней, уложенных на дно потока, или хрупкие, из дерева и бамбука, изящно повисшие над зеркалом воды. В любом японском саду можно встретить каменную пагоду или каменный фонарь. Они выглядят как творения природы, вокруг них идет дорожка, приглашающая вас разглядеть этот предмет.

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ

Если вы хотите оформить в японском стиле сад целиком или отдельный его уголок, совсем необязательно следовать строгим правилам. Ни климатические, ни почвенные условия не позволят воспроизвести точную копию такого ландшафта. Правильнее было бы найти место на участке для создания тихого, обособленного уголка на природе. Профессионалы вам подскажут, какие растения, аксессуары или рисунки на песке способны «приблизить» ваш сад к Стране восходящего солнца, а вам дадут возможность наслаждаться покоем в буйном океане будней.

Разбивку сада следует начать с выявления сильных позицийна них будет сделан основной акцент. На план участка, отведенного подсад, накладывают сетку из девяти квадратов. Четыре центральные точки считаются силовыми, и в одной из них располагают главный элемент: композицию из камней, водоем или красивой формы дерево. По диагонали по отношению к нему располагают второй элемент, он развивает идею первого. Например, напротив одного большого камня можно установить группу поменьше. При этом особое внимание следует обратить на фон вашего творения, сад должен гармонично вписываться в окружающий его пейзаж.

В японских садах используют необработанные, покрытые мхом камни в основном вулканических пород - андезит, гранит и базальт, а также туф. Их оставляют на поверхности или частично зарывают в землю, иногда наклонно. Композицию составляют, как правило, из нечетного числи камней, но их нельзя сваливать в кучу. Если их три, то один надо выбрать большой, а два других поменьше. В композиции с пятью камнями их вершины должны образовать два треугольника с одной общей точкой. Группы из валунов можно размещать вдоль берега водоема на основаниях из меньших камней или кирпичей.

Если вы планируете сделать в саду водоем, то обязательно должны быть и острова. В зависимости от размера пруда это либо камни с небольшими растениями в заполненных почвой расщелинах, либо кусочки суши разной формы с кустарниками. Особенность такого водоема так называемый райский остров. Он в отличие от остальных не соединен мостом с берегом или другими островами.

В садах стиля карэ саисуй воду заменяет песок и мелкий гравий (до двух миллиметров) разнообразных цветов и оттенков, а ее течение имитируют маленькие камни. Их расположение и размер определяют - плавное оно или стремительное. Чаще всего «сухие» водоемы или ручьи размещают на небольших защищенных от ветра участках сада и ограждают бордюром из камня. Насыпают на утрамбованную землю слой песка толщиной пять-шесть сантиметров, а затем наносят граблями рисунок в виде волнистых линий. В хорошую безветренную погоду он сохраняется в течение двух недель. Время от времени, если необходимо, песок следует досыпать.

Вода и камни символизируют на Востоке два начала, женское и мужское, инь и ян, потому присутствие этих двух составляющихоснова гармонии сада, даже если вода представлена условно.

При посадке лиственных деревьев следует учесть сезонные изменения окраски листьев, форму голых ветвей зимой. Кроне надо придавать шаровидную, ярусно-горизонтальную или плакучую форму. В темных и сырых уголках, где растения нередко чувствуют себя неуютно, высаживают мох.

Из декоративных элементов японского сада можно выделить каменные фонарики. Они бывают большие - до полутора метров, либо совсем маленькие, с приглушенным светом. Их обычно располагают на повороте тропинки, рядом с деревом или композицией из группы камней.

Юлия Анпилогова

Обустройство& Ремонт





Просмотрено: 407 раз