Личный кабинет  |  Регистрация

Пароль:

Регистрация   Забыли пароль

ГлавнаяПубликацииСтатьи → Галерист живет под рюмкой



Галерист живет под рюмкой

08.12.2012
Марат Гельман (известный галерист и политтехнолог, заместитель генерального директора канала ОРТ, а так же владелец, обозреватель и идеолог проектов Guelman.ru и Gif.ru) выбрал себе место для жизни на Остоженке, в тихом центре столицы.

Проект его пятикомнатной разработал и воплотил в жизнь известный дизайнер Александр Бродский. Из окон гулкой просторной гостиной открывается вид на храм Христа Спасителя. На фоне золотых куполов, по широкому подоконнику, как по Тверской-Ямской, "прохаживаются" картонные гулящие женщины работы художницы Тани Назаренко. "Учитывая фон композиции, арт- в целом носит название "Согреши и покайся", - шутит Марат

- Почему Вы выбрали именно этот район и этот дом?

- А мне нравятся старые дома с историей. Когда я несколько лет назад покупал эту квартиру, еще не былоё понятия "Золотой мили" - престижного центрального района Москвы, в который сегодня входит наша Остоженка. Просто понравился дом, улица - и мы решились на покупку. В начале 90-х бывшие коммуналки были вполне доступны. А до этого я некоторое время жил на ВДНХ в доме архитектора Желтовского. Это тоже был дом с богатым и интересным прошлым. Что касается нашего нынешнего дома на Остоженке - это довольно старое здание, известное как "дом с рюмкой" - наверху у него расположена башенка в форме перевернутой рюмки. Это был доходный дом. Построили его в 1909 году по заказу купца Филатова. Перевернутая рюмка как бы символизировала отказ от зеленого змия и напоминала народу о том, что пьянство до добра не доводит. Сам купец одно время сильно "закладывал за воротник", но потом взялся за ум, завязал с алкоголем, поправил пришедшие было в упадок дела и стал убежденным трезвенником.

Как проходил ремонт и придание жилью его неповторимого образа?

- Старая квартира представляла собой два сообщающихся помещения с двухсторонним освещением и сломанными перегородками. Все было разгромлено. Открытость пространства навеяла замечательному архитектору Александру Бродскому идею планировки и оформления жилых зон. Кирпичная кладка была скрыта за толстым слоем штукатурки, нам пришлось очищать ее и красить в белый цвет. Главные стены остались на месте, мы только немного подняли потолки, при этом максимально сохранив объем пространства.

Все мои пожелания по планировке были учтены. Дело в том, что видение мира у нас с Сашей Бродским во многом совпадает, и это очень облегчило работу. Долгие годы многие проекты Бродского оставались на бумаге (до воплощения их на практике в условиях российской реальности дело доходило нечасто: то было сложно реализовать, то было трудно найти материалы, то проект выходил слишком затратным и т.д.) Поэтому все наши знакомые замерли в ожидании появления каких-то несбыточных, фантастических интерьеров и некоторые даже сомневались, можно ли будет жить в таких апартаментах. Но в результате все сложилось как нельзя лучше. По первым же эскизам я понял, что мы с архитектором сработаемся. Все предметы обстановки: мебель, шкафы, двери и даже такие мелочи, как дверные ручки, сделаны по чертежам Бродского. Моей основной идеей было создать интерьер в "русском стиле", но при этом вполне современный. Визуальным воплощением этой задачи стало оформление стен - крашенный в белый цвет кирпич с неровной, шероховатой поверхностью.

- Как удалось добиться ощущения "прозрачности" жилища и одновременно устроить столько "закутков"?

- Квартира условно разделена на две части: объединенную с кухней гостиную - место для трапезы, кинопросмотров и приемов гостей, и приватную зону, состоящую из детской, спальни и кабинета. Перед этими тремя комнатками есть еще небольшая буферная зона, в которой слева - уютный угол с диванчиком, а справа - огромный сейф, который на самом деле является вместительным гардеробом. Справа от массивной стальной двери шкафа-сейфа находится металлическая лестница, ведущая на чердак. Саша Бродский понастроил самых разнообразных "домиков", один из которых - туалет со стеклянной крышей.

- Два телевизора в гостиной - дань привычкам домочадцев?

- Я человек Интернета. Даже фильмы смотрю на компьютере. В нем сходятся информационное и развлекательное пространства. Большой телевизор в гостиной стоит для дочки, она смотрит мультики. А маленький - для тех, кто готовит, пьет кофе, просто как источник развлекательного шума.

- Насколько можно судить, эта квартира является продолжением вашей галереи - настоящий дом-музей со всеми признаками выставочного зала: ниши с произведениями искусства, витрины с экспонатами и специальная подсветка. Как чувствует себя в таком интерьере ваша маленькая дочка? Можно ли ей шалить и трогать руками все, что понравится, или место для детских забав - исключительно детская комната?

- Наш ребенок быстро научился понимать, что значит искусство. Поэтому знает, что можно трогать смело, а что - с осторожностью. На момент приобретения этой квартиры Евы еще не было в проекте. Поэтому для дочки пришлось переоборудовать гостевую комнату. Любимое место Евы - все же наш загородный дом, куда мы обычно переезжаем на лето. Там в ее распоряжении не только все этажи, но и большая территория вокруг коттеджа. Однако и в городской квартире Ева чувствует себя вполне уверенно. Эта маленькая хозяйка сама выбирает себе картины на стены, принимает активное участие в оформлении комнат. Вещи, сделанные художниками, не только оживляют интерьер, но и сами оживают, когда фоном для них выступает домашняя обстановка. Я тоже чувствую себя здесь абсолютно "в своей тарелке". Часто провожу в гостиной деловые встречи, и раз в неделю - рабочее совещание с сотрудниками галереи. Наша квартира - универсальное место для отдыха, работы и для жизни вообще.

- Расскажите, пожалуйста, об особенностях освещения. Вечером здесь, наверное, очень уютно?

- Да, уютная и даже загадочная атмосфера создается за счет специальной подсветки арт-объектов, точечных источников освещения и очень интересной лампы, нависающей над столом для заседаний. Лампа, как и все прочие предметы - творение Саши Бродского. Она представляет собой довольно сложную конструкцию. Для замены перегоревшей лампочки даже придуман специальный механизм для плавного опускания стекла. Две большие ниши-витрины тоже подсвечиваются. При реставрации стен рабочие обнаружили несколько углублений, предназначение которых нам до сих пор неизвестно. Может быть, это были какие-то тайники? Кто знает... Мы их оставили. Я разместил в них произведения моих друзей-художников.

А вообще в этой квартире много света. Солнце "гуляет" по комнатам весь день, светит из всех щелей. Бродский намеренно оставил лазейки для солнечных лучей - в стыках межкомнатных перегородок, в открытых дверных проемах и стеклянной крыше хозяйского туалета. Так что электричество приходится включать только поздно вечером.

- На общем белом фоне бросаются в глаза два темных предмета: массивная полка-перегородка для книг и основание большого стола из того же материала, похожего на керамогранит. Из чего сделаны эти монументальные вещи?

- Из крашенного в массе бетона. Из такого же материала, кстати, сделана и кухня. Что касается кухни: верхняя ее часть - стеклянные полки, укрепленные на тонких металлических кронштейнах, - является очень прочной конструкцией, несмотря на "воздушный" вид. Эти кронштейны, между прочим, сделали по чертежам архитектора на авиационном заводе.

- Судя по всему, вы, Марат, сторонник сугубо функционального подхода к архитектуре жилища. Жалюзи на окнах вместо бархатных портьер, мебель немарких расцветок, экономия на обоях, опять же... Ваша жена тоже равнодушна к рюшкам, абажурам и ламбрекенам?

- Жена Юля - мой единомышленник и дома, и на работе, поэтому и художественные вкусы у нас во многом совпадают. Она сама, кстати, закончила МАРХИ, так что в вопросах архитектуры совсем не профан. Квартира не так проста, как может показаться на первый взгляд. За внешней открытостью скрываются свои тайны, шарады и заповедные местечки. Например, плоский шкафчик с полочками-витринами в дальнем конце кухни, заставленный безделушками, на самом деле - настоящая дверь. Она ведет к черному ходу. Металлическая лестница в холле рядом с гардеробом ведет в еще один "тайник" - на чердак, где устроен склад для чемоданов. Там очень любит прятаться и принимать своих гостей маленькая Ева.

Что касается понятия "декоративности", то для меня это настоящее ругательство. Исторически украшения часто использовались, чтобы скрывать какие-то дефекты. Если интерьер грамотно сконструирован, то украшать (считай, декорировать) надобности нет. Мне повезло с Бродским в первую очередь потому, что он именно архитектор, а не декоратор. Саша создал идеальную форму для жилья, предельно эргономично выстроил пространство. А уж чем заполнить стены, всякие пустоты, ниши и полочки - это забота хозяев. В конце концов, как человек, имеющий дело с искусством, я не испытываю недостатка в красивых вещах.

- Какой, на ваш взгляд, должна быть квартира современного москвича? Имеют ли, по большому счету, право на жизнь модные сегодня концепции "хайтек", "фэн-шуй", "восточная сказка", "скандинавский минимализм", "интерьеры махараджи", "японский стиль" и прочие ярко выраженные "стильные" направления?

- Я не раз наблюдал, как стилизация губит проект. При отсутствии вкуса и культуры большие деньги зачастую приводят к китчу. У большинства из нас было общежитское детство, поэтому людям теперь хочется самовыразиться любыми средствами, создать свое совершенно неповторимое гнездо. При этом русских продолжает остро мучить вопрос самоидентификации. Их неудержимо тянет к утерянному историческому прошлому, полумифическому и, в общем-то, чужому. Такой вот нонсенс: людей простых сословий тянет к своим "дворянским корням", к созданию легенды о своем "непростом" происхождении. И многих на этом сильно клинит. А мне кажется, что насильственная попытка погрузить себя в прошлую эпоху просто отбрасывает человека назад, погружает его во мрак. Может быть, я не приемлю этого угрожающего перекоса в сторону старого именно потому, что занимаюсь новым искусством.





Просмотрено: 302 раза