Личный кабинет  |  Регистрация

Пароль:

Регистрация   Забыли пароль

ГлавнаяПубликацииСтатьи → Столичная земля с особым статусом



Столичная земля с особым статусом

08.12.2012

К 2020 году Генеральным планом развита Москвы предусмотрено увеличение площади особо охраняемых природных территорий (ООПТ) с 16 тысяч гектаров до 23 тысяч. Таких территорий будет больше на 120 единиц, и их станет 257.

Очевидно, что от этого столичные жители должны только выиграть. Однако, выиграв здесь, они проиграют в чем-то другом, потому как земли для строительства не прибавится... Об этом свидетельствует и тот факт, чти уже приостановлено предоставление земельных участков, предназначенных для образования ООПТ, под строительство и реконструкцию объектов недвижимости. Что это означает? И не повторится ли в Москве история со сносом подмосковных коттеджей, которые были признаны незаконными постройками?.. Об этом мы поговорили со Светланой ГРОМАДСКОЙ, юристом адвокатского бюро «Яковлев и партнеры

 Светлана, какие зоны уже имеют статус особо охраняемых природных территорий в Москве?

ООПТ, расположенные в Москве, в зависимости от целевого назначения могут быть как регионального, так и федерального значения. В настоящее время в Москве создано 137 особо охраняемых природных территорий, из них одна особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк «Лосиный остров", и тринадцать особо охраняемых природных территорий регионального значения: четыре природных парка («Москворецкий», «Тушинский , Битцевский лес»,"Долина реки Сходни в Куркино"), столько же природно-исторических парков («Останкино",  Измайлово, Царицыно, Покровское-Стрешнево») и природных заказников («Долина реки Сетунь». «Воробьевы горы", «Теплый Стан», «Петровско-Разумовское»), один памятник природы («Серебряный Бор..). Сто двадцать природных объектов объявлены памятниками природы. Площадь охраняемых территорий составляет 16,1 тыс. га, что соответствует 13,8% всей площади городских земель.

Наличие разнообразных и многоплановых особо охраняемых природных территорий в крупном мегаполисе, которым является Москва, - явление уникальное, играющее важную роль в жизни городского жителя н окружающей природной среды.

Статус ООПТ большинство природных объектов получили в 1983-1998 годах. В lJS.4 год) постановлением Сонета Министров РСФСР № 401 был образован национальный парк -Лосиный остров-, в 1991 году - памятник природы регионального значения «Серебряный Бор... а в 1992-м -природный парк «Битцевский лес", В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 1998 г. №1012 в Москве образованы природный парк «Москворецкий-, природно-исторический парк «Останкино", комплексный заказник «Петровско-Разумовское»,

По каким критериям другие земельные участки будут отнесены к ООПТ?

Основными критериями образования особо охраняемой природной территории и присвоения ей конкретной категории является природоохранная ценность территории, которая определяется  ее биотопическим и видовым разнообразием, наличием редких и уязвимых видов растений и животных, природных сообществ, а также рекреационная ценность. Согласно закону, уже имеющийся список особо охраняемых природных территорий исчерпывающим не является - он может пополняться.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, природных заказников; памятников природы; национальных, природных и дендрологических парков; ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

С момента вступления в действие Закона города Москвы от 6 июля 2005 г. «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве" земельные участки, которые предполагается объявить ООПТ регионального значения, подлежат резервированию. Предоставление таких земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, срочное безвозмездное пользование и в аренд} запрещается, за исключением случаев предоставления их в целях, не противоречащих режимам охраны и использования природных территорий. На основании принятой схемы развития и размещения ООПТ Правительство Москвы принимает решения об образовании таких территорий; устанавливает их категории; утверждает границы и проекты их планировки.

Особо охраняемая природная территория, не предусмотренная схемой развития и размещения в Москве, может быть образована по предложениям граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления, общественных и религиозных объединений. Для этого они должны получить положительное заключение Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

При установлении границ особо охраняемых природных территорий используются общепризнанные критерии и принципы, но с учетом местоположения создаваемых ООПТ в городе: обеспечение целостности природно-территориального комплекса; достижение максимально возможного для данных условии биотопического разнообразия территории; сохранение территориальной связи с другими природными ландшафтами Москвы и ближнего Подмосковья; привязка границ к существующим на местности рубежам, прежде всего элементам улично-дорожной сети.

При обосновании предлагаемого к установлению режима особой охраны ООПТ используются материалы, характеризующие природоохранную ценность территории, состояние ее природного комплекса, растительного и животного мира в связи с действующими на них антропогенными факторами.

На основании материалов, согласованных и получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы, Правительство Москвы принимает решение об образовании особо охраняемой природной территории.

Какие юридические действия можно совершать с земельными участками, получившими статус ООПТ в Москве?

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в пределах особо охраняемых природных территорий, ограничиваются в обороте, и в частную собственность не предоставляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (по пока такие случаи не урегулированы).

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных; национальных, природных и дендрологических парков; государственных природных заказников; памятников природы и  ботанических садов, включающих в себя

• особо ценные экологические системы и (объекты, ради сохранения которых создавалась ООПТ, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением  природных комплексов и объектов. В пределах земель особо охраняемых природных территорий не допускается изменение целевого назначения земельных участков) или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначении).

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Москве регулируются Законом города Москвы от 26 сентября 2001 года №48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве».

Земли государственных заповедников и национальных парков находятся в федеральной собственности. Будучи государственными учреждениями, природные заповедники и национальные парки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации получают соответствующие земли в постоянное (бессрочное) пользование. И указанные земельные участки приватизации не подлежат.

В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей. а также собственников, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

На земельных участках (в составе ООПТ), специально выделенных для частичного хозяйственного использования, допускается хозяйственная и рекреационная деятельность, ограниченная в соответствии с установленным особым правовым режимом.

Закон «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» предусматривает возможность предоставления земельных участков в границах ООПТ в пользование гражданам, юридическим лицам, общественным и религиозным объединениям в рекреационных, физкультурно-оздоровительных и культурно-просветительских целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории. Предоставление таких участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование (кроме учреждений,. организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территории) не допускается. Равно как и распоряжение правами пользования земельным участком ООПТ (залог, продажа права аренды, субаренда и другие).

В соответствии с федеральным законом, особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Такие территории имеют исключительное значение для сохранения объектов растительного и животного мира, их генетического фонда как основы биосферы и относятся к объектам общенационального достояния.

Предположим, капитальное строение уже находится на ООПТ. В этом случае какие устанавливаются правоотношения между собственниками здания и органами власти?

Согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации, на землях ООПТ федерального значения строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием этих территорий, запрещаются.

На территориях регионального значения, режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, без положительного заключения государственной экологической экспертизы не допускается возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием ООПТ.

Нарушения, связанные с проектированием и строительством объектов, влекут за собой наложение штрафа на граждан, должностных и юридических лиц (в административном порядке). При этом наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возместить причиненный вред. Исчисление размера ущерба производится в соответствии с утвержденными таксами и методиками, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление. В случае же причинении .значительного вреда наступает уголовная ответственность.

Салонъ Недвижимости

источник supervilla.ru




Росреестр, электронные услуги



Просмотрено: 548 раз